AlexCrim (alexcrim) wrote,
AlexCrim
alexcrim

ЧЕСТНО.

Оригинал взят у graqdanin в ЧЕСТНО.
Валентин Катасонов: Сталинская экономика — это идеальная машина.
13.03.2016


Когда я говорю про сталинскую экономику — я говорю про машину. Это как хороший мощный автомобиль — условно говоря, роллс-ройс или мерседес с двигателем 500 лошадиных сил, полноприводный, прекрасное рулевое управление и так далее. Не в пример «запорожцам» каким-нибудь (не в обиду будет сказано). Именно такая модель экономики существовала с конца 1920-х годов до середины 1950-х годов.



Но для того чтобы эта машина ходила, нужен бензин. Если бензина не будет или бензин будет низкого качества, то она либо будет плохо ходить, либо остановится. Трагедия заключается в том, что машина была, а бензин стал кончаться. Под бензином я имею в виду, прежде всего, людей.

Именно в таком виде я представляю себе сочетание этих двух фрагментов (или кусков) нашей истории. То есть, в эпоху Сталина был создан этот автомобиль и был бензин. Поначалу, надо сказать, с бензином было плоховато. Но потом люди стали преобразовываться — стали трудиться не из-под палки, появилась нематериальная мотивация труда. В каком-то смысле труд даже стал потребностью, причем не жизненно необходимой, а высшей потребностью.

К сожалению, в этом состоянии наше общество пребывало не очень долго. Пребывало в 1930-е годы; однако не в начале 1930-х годов — тогда все тяжело шло: автомобиль никак не могли завести, он чихал, останавливался… И он хорошо разогнался где-то в 1940-е годы. В первой половине 1950-х годов он тоже прекрасно двигался, прекрасно работал…

То есть: мы можем и должны использовать чертежи для восстановления того самого автомобиля, но важнее бензин. Люди, которые занимаются экономикой автомобильного транспорта, говорят, что расходы на бензин за время эксплуатации транспортного средства бывают в несколько раз больше, чем стоимость самого транспортного средства. Это относится и к нашему образному сравнению. Для нас сейчас гораздо важнее обратить внимание на бензин.

Слава Богу, мы являемся богатыми людьми — не только в том смысле, что у нас в России есть природные ресурсы, но и в том смысле, что у нас есть эти чертежи. Потому что тем, кто проводил индустриализацию, приходилось начинать все с нуля. Чертежи могут быть востребованы, но нам надо срочно организовать производство бензина. Потому что современный человек разучился работать. Он уже научился потреблять, привык к комфорту, не привык себя перегружать. Он перестал верить в какие-то высшие цели и в основном мыслит категориями материального стимулирования собственной деятельности. Какие-то моральные и высшие мотивы в его работе отсутствуют. То есть с бензином гораздо больше проблем, чем с «железом».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment